четверг, 18 ноября 2010 г.

I. Введение и II.Современные мифы о русских


-           Черные достали!
-           Да о чем Вы говорите, какие черные?
-           Да все эти, нерусские!
-           А Вы кого русским-то считаете?
-           Уж точно не Вас, раз Вы их защищаете!
Из диалога двух пожилых женщин на городском рынке

  I.     Введение

Эта книга о русских и за русских. Сразу стоит оговориться - борцы за «этническую чистоту русской нации» могут не волноваться. Книга не про них.
Идея книги заключается в том, чтобы помочь каждому, кто считает себя русским по духу, каким бы этническим корням он ни принадлежал, осознать себя полноправной частью великого русского народа, состоящего не из одних только лиц славянской национальности.
Не лишним будет сказать, что эта книга не имеет сколько-нибудь серьезных претензий на научность или даже на научную популярность. Хотя ее появление на свет имеет под собой вполне реальные и крайне серьезные поводы, которые все чаще предоставляет нам российская действительность начала третьего тысячелетия. Об этих поводах вспомним чуть ниже, а для затравки почитаем два текста на «русскую» тему, взятые наугад из Интернета.
Первый - «шельмующий»:
«Могу подробнее изложить свое видение русского самобытного характера...
…Безусловно, русские хорошо выполняют очень тяжелую работу, особенно связанную с опасностью и вредом для здоровья. Особенно хорошо русские в основной массе своей выполняют монотонный труд, не требующий большой сообразительности и главное какой-либо ответственности за его результат. Причем эта работа при достаточной мотивации делается неистово и с характерной для русских удалью и придурковатостью… Русские нередко проявляют смекалку, но на фоне свойственной им лени это выглядит комично… Обычно русского не интересует воплощение его труда или конечный результат его труда….
…Вообще, что раздражает в русских - привычная душевная вялость и лень...
…Причина врожденной лени - использование многих поколений русских как крепостных рабов, когда качество жизни не зависит от качества труда…
…Большинство русских абсолютно непредприимчивы. Может быть потому что деньги - далеко не главный мотив труда для русского. Очень важный мотив труда для русских - страх перед начальником: проявления гнева или злой окрик всегда действуют ободряюще на русских рабочих и, надо сказать, даже лучше, чем обещание поднять зарплату…
…русские склонны к бунту и забастовкам, причем причина бунта - не низкая зарплата или плохое обращение с рабочими. Причина другая, русские работники не понимают разницу между мной как хозяином и собой как наемными работниками…
…русские … непреданные, я бы даже сказал неблагодарные на доброту. Качество работы русских всегда очень низкое, даже если русский будет работать на себя. Вот он твой дом и твоя квартира - нет же, бесхозяйственность во всем ужасающая, все сделано тяп-ляп, доску обрежет криво, доска половая не стянута, кладка стоит покосившаяся, везде грязь и мусор и т.д.
 …Второе что раздражает - склонность к воровству. …В сумках и карманах - это ерунда, женщины в трусы засовывали лишь бы украсть связку сосисок.
…Еще что очень плохо у русских - это пьянство, причем пьянство на работе, и главное без какого-либо повода…
…Среди русских очень мало лидеров, для русского проще ощущать себя винтиком…
…Выражена очень сильно именно стадность, а не коллективизм. Причем друг друга русские не воспринимают как соплеменников, земляков, родственников и пр., что напротив обычно для многих кавказцев. Дай русскому хоть маленькую, но власть и он будет "гнобить" своих же неистово до смертоубийства...
…Русские ругают Сталина, мол, погубил много народа. А ведь не Сталин лично стрелял и пытал, а русские сами себя и пытали, и стреляли. Сталин только знал и понимал, что заставить русского работать хорошо может только страх перед хозяином и желание угодить хозяину и, основываясь на этом, он построил систему эффективного управления…»
Анонимный казахстанский автор[1]
Второй, «воспевающий»
 «…К каждому мыслящему русскому прикреплен, как тень, как двойник, бес…
…Почему же русский человек не стряхнет со своих плеч бесовских слуг? Ну, во-первых, они в человечьем доброжелательном обличье, во-вторых, русский всегда готов выслушать, прийти на помощь, к сожалению, скорее, не к своим ближним, а к кому угодно. Русский готов понять любого…
…бесы затевают разговоры в печати и устно на высшем уровне. Например, положение русских в ближнем зарубежье…
…На смену заговорам, заклинаниям… …Господь дал величайшее всепобеждающее оружие: крест и молитву…
…Именно молитва была главной в выработке главных черт русского характера, они таковы: чувство согласия, единения, уважения к старикам, почитание могил, мужество, помощь слабым, забота о природе, милосердие и мужество, чутье правды и истины, воспитание разума, открытость, незлобивость, терпение, усердие, добросовестность, прощение врагов, чувство долга и гостеприимство. Хитрость отсутствовала в русских, ибо нигде в молитве она не внушалась, напротив, была опознавательным знаком змия. Русские были простодушны, как полевые цветы. Эти качества вошли в сознание и подсознание, в состав национальной психики, в структуру генов, своими качествами русский не гордится, они - его естественная натура.
…Самая откровенная печатная ложь читается с доверием, ведь это же напечатано, рассуждают люди. От лжи, которая сдабривается полуправдой, теряется ориентация, ясность мышления. Тем более добавляют охмуряющего дымного чада всякие [газеты]…", повторяющие визгливыми голосами, что русский человек плохой работник, раб, ни на что не способен. Да, русский человек - раб, но раб Божий, в этом все дело, а враги русского человека - рабы куска, кормушки, мафии, бича…
…Мечта о мировом господстве объявлена любовью рассеянной нации к исторической родине, любовь же к России - шовинизм…»
писатель Владимир Крупин[2]
Скорее всего при прочтении и того и другого пассажа у кого-то сжались кулаки, кто-то согласно покивал головой, а кто-то рассмеялся от души.
Правда, такой смех в последние годы звучит все неуместнее на фоне множащихся случаев избиений и даже убийств на почве, так называемой, «русской идеи». Потому что тем, кто сжимает кулаки и бреет головы, уже подсказали, кто виноват в российских проблемах. И они начали действовать.
Проблема все больше выходит за рамки интеллигентских дискуссий, поскольку и примитивно-материальная оценка всех русских на примере десятка-двух рабочих-шабашников, и возвышенно-мистическое бичевание всех нерусских, осмелившихся залезть в наш калашный ряд из противоположных точек зрения превращаются в идеологическое руководство к погромам.
И вот здесь очень важно вовремя остановиться. Вовремя задаться вопросами и вовремя, а главное, честно, попытаться ответить на них. Прежде всего, себе самим. Что здесь имеется в виду? Попробуем прояснить это в логике тех рассуждений, которые сформировались у автора в ходе раздумий над книгой.
Для начала, зададим себе несколько проясняющих вопросов:

  •          о каких русских ведут речь и ругатели и хвалители?
  •   это одни и те же русские, или это русские разные?
  •  если одни и те же, то почему их оценка разными авторами столь полярна?
  •  если разные, то почему эти авторы называют их одним и тем же именем – «русские»?
Изучение прессы, радио, телевидения, предпринятое автором в целях поиска ответов выявило довольно плачевную картину. Оказалось, что всерьез эта тема практически не затронула средства массовой информации. Многие даже и очень серьезные издания используют ее, к примеру, в качестве информационного повода для того, чтобы поговорить совершенно на другие темы. Очень модны броские заголовки, типа: «Киркоров – русский хам», «Пытки по-русски», «Русский фашизм», не имеющие никакого отношения к существу русского вопроса.
На телевидении и радио присутствуют либо ангажированные отдельными государственными ведомствами ура-патриотические передачи, с большим или меньшим профессионализмом восхваляющие доблесть и героизм русского воина, либо достаточно едкие сюжеты на тему исконно русского взяточничества, пьянства, лени и т.п. Ничего не проясняют и многочисленные ток-шоу, в которых и сами-то участники не в силах услышать, а тем более, понять друг друга, - что уж говорить о бедных телезрителях!
Не мудрено, что многие думающие о своих корнях русские люди продолжают блуждать в потемках, испытывая либо досаду на страну, где им не повезло родиться, либо обиду на несправедливую критику в адрес русского народа, либо растерянность от невозможности понять самих себя.
Очевидно, что такое состояние общественного сознания не способствует ни росту социальной, этнической, конфессиональной стабильности, ни решению экономических проблем, ни культурному развитию российских граждан. Отсутствие общей объединяющей русских людей философской основы усугубляется еще и гигантским материальным расслоением общества, безобразным экономическим положением подавляющего большинства россиян (и, что наиболее опасно, - молодежи), криминализацией жизни, деградацией индивидуальной и общественной морали.
На этом фоне в шелухе литературно-художественных всхлипываний,  мистически-религиозных заклинаний либо же огульного шельмования всего русского становится все труднее отыскать то ядро, вокруг которого на протяжении нескольких тысячелетий росло, крепло и занимало все большую и большую территорию русское начало. Вот это-то ядро мы и постараемся отыскать. Отыскать, чтобы понять, почему, несмотря на войны, моры, язвы, голод и холод, русские не только не растворились среди других языков, но и приняли в себя многие существующие ныне народы, судьба которых вне союза с русскими была бы далеко не очевидной.
На пути к достижению поставленной цели мы осознанно минимизируем отсылки к академическим трудам, поскольку основная масса россиян научную литературу читает редко, а большинство дискуссий по проблеме перенесены сегодня в СМИ и Интернет - источники, доступные практически каждому в наши дни.
К тому же автор убежден, что в дело постижения Русского Духа научные монографии вряд ли способны внести полную ясность. Так, например, легенды об основании Рима или Киева абсолютно ненаучны и недостоверны с точки зрения, например, исторической науки. Однако именно эти легенды стали основой объединения разрозненных народов и племен в мощнейшие империи мира.

          II.     Современные мифы о русских



Во многих русских народных сказках действует такой фольклорный персонаж – Баба Яга. Эта пожилая женщина прославилась, во-первых, тем, что всегда кого-нибудь хотела съесть (но так ни разу и не съела), а во-вторых, своим отменным этническим чутьем. Так, к примеру, по поводу присутствия в избушке главного героя (русского царевича, богатыря или Ивана-дурака) Яга обычно произносит свои знаменитые слова: «Здесь Русский Дух, здесь Русью пахнет!»[3].
И вот что интересно - она не говорит, что пахнет чем-то необычным, она даже не говорит, что пахнет русским человеком. Она говорит, что пахнет неким «русским духом». И сразу возникает вопрос: а «русский дух» - это что? Ведь если речь идет о духе как нематериальной субстанции потустороннего мира, придется признать, что такой дух в общепринятом понимании бесплотен и пахнуть не может.
Другое значение слова «дух» - запах, аромат. В этом значении и вовсе не понятно, какой аромат имеет в виду Баба Яга, если это, конечно, не запах зелья веселящего. [4]
Остается третий вариант. Баба Яга имеет в виду четко фиксируемую как на физическом уровне, так и метафизически принадлежность героя к сообществу русских людей, а «запах» Русского Духа является, своего рода, лакмусовой бумажкой, свидетельствующей о такой принадлежности.
С этой небольшой разминки и хотелось бы начать разговор о феномене Русского Духа, наличие которого в наши дни подтверждается не только народными сказками, но и работами многих и многих отечественных и зарубежных исследователей, в чем несложно убедиться, зайдя хотя бы ненадолго в Интернет. Тем не менее, следуя избранному ранее эмпирическому  подходу к обсуждению проблемы, мы не станем перечислять все примеры такого рода исследований, но, ограничившись лишь одной ссылкой общего характера[5], продолжим размышления на заявленную тему.
Для этого остановимся на бытующих сегодня, скажем так, мифах относительно сущности упомянутого выше русского феномена. В целях упрощения картины разделим их на две условные группы:
1. Враждебные мифы
2. Дружественные мифы
Из личного опыта могу сделать вывод, что враждебные мифы достаточно широко распространены, в первую очередь, в странах, где в период «холодной» войны активно пропагандировался образ «злого русского». При этом под «русским» понимался любой представитель СССР – от литовца до чукчи.
Второй уровень хождения враждебных мифов – бывшие страны социалистического лагеря и некоторые республики бывшего СССР, активно позиционирующие себя в качестве «цивилизованных» этносов в отличие от «нецивилизованных» русских и прочих азиатов.
В этих мифах русским приписываются следующие отрицательные качества:
-                    замкнутость;
-                    склонность к самобичеванию;
-                    отсутствие уважения к закону, власти;
-                    неспособность к бизнесу;
-                    склонность к пьянству, воровству, взяточничеству;
-                    лень;
-                    безответственность и тому подобные нехорошие черты.
Дружественные мифы создавались либо в странах, получивших, в свое время, от России военную помощь и поддержку при освобождении от иноземного гнета (Сербия, Болгария), либо пользовавшихся политической, гуманитарной и технической помощью Советского Союза (Индия, некоторые страны Африки и т.п.). Эти мифы превозносят хорошие качества русских, такие как:
-                    открытость;
-                    эмоциональность;
-                    гостеприимность;
-                    внимательность и готовность приходить на помощь;
-                    умение дружить;
-                    воинская доблесть, отвага;
-                    способность не держать зла;
-                    талантливость;
-                    бессеребренничество  и далее в том же духе.
Как можно увидеть из этого далеко не полного перечня отрицательных и положительных качеств, приписываемых русским в разных частях света и по разным мотивам, он далек от объективности. Более того, в определенных ситуациях героями таких мифов можно сделать жителей любого крупного государства, поскольку сочиняются они (мифы), как правило, на базе знакомства сочинителя с небольшими группами представителей того или иного народа, доступными ему для изучения в данный момент времени и пространства. Кроме того, часто в ходе оценки присущих народу качеств исследователи могут действовать субъективно в целях оправдания собственных уже сложившихся концепций и представлений.
И все-таки игнорировать эти собирательные представления о русских было бы, по меньшей мере, некорректно, тем более что применительно к русскому вопросу антагонистическое мифотворчество присуще не только внешним наблюдателям. Если мы посмотрим на представления русских о себе самих, то столкнемся с не меньшим разбросом мнений. Точка зрения Владимира Крупина уже приводилась выше. Существуют и другие столь же мифологизированные сколь и противоположные крупинской точки зрения, которые не приведены здесь лишь потому, что не добавляют ничего нового к уже нарисованной выше картине.
В любом случае, мы будем исходить из предпосылки, что анализ мифологических представлений при внимательном подходе может дать много полезной информации для установления истоков формирования и составляющих Русского Духа[6]. С учетом этого обстоятельства, будет небезынтересно выяснить, лежат ли (и если лежат, то какие) реальные факты в основе современных мифов о русских? И чтобы в процессе выяснения мы могли опереться на нечто большее, чем интуиция, попробуем разобраться - а кто же они такие, эти русские? И почему при своей относительной немногочисленности (все население России в два раза меньше, чем американцев в США, в шесть раз - чем индусов в Индии, в восемь раз - чем китайцев в Китае) русские заняли и устойчиво удерживают одну шестую часть суши на планете Земля?
Рискуя показаться неоригинальным, начну с извечного вопроса: «Откуда есть пошла земля Русская?», чтобы в ходе размышлений об исторических истоках попытаться найти ответ и на вопрос о сущности Русского Духа.
Заметки на полях
1.  Русский феномен, феномен русской души или Русского Духа существует, о чем ярко свидетельствует множество исследований на эту тему, принадлежащих преимущественно иностранным авторам.
2.  Существует две противоположных точки зрения на русский феномен. Одна из них условно ругательная, другая, опять же, условно - хвалительная.
3.  Чтобы понять сущность Русского Духа, чтобы в океане мнений и точек зрения на русский вопрос разобраться в себе самих нам необходимо вернуться к истокам формирования русской общности, русского народа.


[3] См., например, А.Афанасьев, Сказка о богатыре Иван-Царевиче и его прекрасной супружнице Царь-девице, «Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия, Сказания, легенды, притчи», издательство «Эксмо», 2005 
[4] В качестве грустной шутки здесь можно привести пример циничного подхода, продемонстрированного авторами Книги Азбук в стихах, картинках, песенках и ребусах", Москва, Издательство АСТ, 2004.  На 161 странице книги делается следующая попытка определить суть Русского Духа:
Он пятнадцать лет не мылся,
И не стригся, и не брился,
И одежды не стирал,
Даже нос не вытирал.
Как зайдёт к Яге, та ахнет:
Фу-ты!.. Русским духом пахнет!
[5] См., например, статью в Интернет-газете «Протестант» «Россия и русские глазами иностранцев», http://www.gazetaprotestant.ru/index.php/social_research/277
[6] Здесь уместно вспомнить историю Генриха Шлимана, открывшего древнюю Трою по сведениям, изложенным Гомером в «Илиаде».

1 комментарий:

  1. Все вышеперечисленные (положительные и отрицательные)черты характерны для русского человека в разных сочетаниях.Римляне нас не завоевывали,чтобы заложить основы западной цивилизации, дорог они нам не строили. Русские сами формировали свой характер, вот и получилась такая пестрота, что в двух соседних деревнях люди могли быть совершенно разными,Посмотрим на карту хотя бы европейской части России с севера на юг такой разный климат, соответственно и характер разный. А вот в отношении чистоты, у всех были бани,т.к. в дереве недостатка не было. Да, некоторые русские любят заниматься самокопанием (писатели). Не зря Достоевский так популярен на западе,видимо там не принято заглядывать внутрь себя,вот и удивляются русскому самоедству. Пока все.

    ОтветитьУдалить