Черникову Алексею
Алексеевичу
посвящается…
В детстве вопросы национальной принадлежности меня не мучили. Возможно, так
нас воспитывали семья и школа, а может быть, намного интереснее было играть со
сверстниками, чем выяснять их этнические корни. Лишь в студенческие годы я с
удивлением постиг, что фамилия Бакаева, которую носила одна из моих
одноклассниц, распространена среди осетин, а другая одноклассница – Оля Корзун,
имеет украинские корни.
Честно говоря, никакого дискомфорта от
этого я не ощущаю и поныне. Дискомфорт идет от другого. Кого-то назвали черным.
Кого-то избили за то, что он мулат. Кто-то с раскосыми глазами погиб от рук,
как утверждают правоохранительные органы, обычных хулиганов. И все громче
звучат призывы «Черные вон!», «Россия для русских!». Высшие должностные лица
государственной власти сожалеют, что такие идеи проникают в молодежную среду.
Они не знают, что уже давно не только в молодежную. Или знают?
Да Бог с ней, с властью. Она приходит и
уходит, а мы остаемся здесь жить. Как жить? Кто такие «МЫ»? МЫ – русские? Или
НЕ русские?
Вопросов много, но один свербит больше
других. Что отличает (и отличает ли) меня, русского по рождению, от многих моих
товарищей, и коллег, говорящих так же как я, воспитанных на тех же книгах и
фильмах, но «не русских»? Чем мы настолько разнимся, что любое неосторожное
слово, неловкое движение может расширить круг врагов и сократить число
друзей? И кто они вообще такие, русские люди?
Вот, например, былинный богатырь Илья
Муромец. Оказывается, что его происхождение до сих пор волнует умы. Новые и
новые интерпретаторы русской истории причисляют его то к тюркам, то к
хазарам, то к половцам. Есть даже версия, что он был финно-угром из племени
мурома. Но я-то его знаю как былинного русского богатыря! Неужели ошибался? И
если он окажется, например, финном, он уже и не русский богатырь? Что-то не так
во всем этом, что-то не складывается.
Пробую зайти с другой стороны. Можно ли
представить ситуацию, когда, к примеру, урожденный хазарин становится русским
богатырем? Что выглядит не столь уж и фантастично, если вспомнить, что само
слово «богатырь» имеет тюркскую основу, а, значит, вроде бы и не совсем
русское. До последнего времени я считал, что прилагательное «русский» является
синонимом существительного «славянин». А что, если это не так?
Или вот еще: я совершенно свободно
выговариваю словосочетание «русский человек». Никакого сопротивления или
неудобства. Пробую на вкус «грузинский человек», «немецкий человек», «еврейский
человек». Горчит. Не выговаривается, звучит неестественно, нарочито и даже
несколько грубовато. Попробуйте и вы. Чувствуете? Почему это так?
То, что «русский» единственная
национальность, которая в русском языке является именем прилагательным и,
соответственно, отвечает на вопрос «какой?», отмечали многие, начиная еще со
знаменитого российского историка Костомарова. Наименования всех остальных
национальностей отвечают на вопрос «кто?» и являются именами существительными.
Данное утверждение легко проверить, просто начав их перечисление в любой
последовательности. Странно, не правда ли?
Эта известная, но как всегда внезапно
открывшаяся странность привычного позвала к поиску. Попробовал выяснить мнения
наших современников. Нашел и много. Потрачу время и место, чтобы привести хотя
бы несколько высказываний известных людей.
Писатель-сатирик Григорий Горин в своей
пьесе-завещании "Шут Балакирев" устами Петра Первого:
«Почему у других народов национальность -
имя существительное (немец, француз, турок). А у нас, русских, имя
прилагательное? Потому, что у нас человек приложен к России, а не наоборот. И
не важно, кто он на самом деле еврей или чуваш».
Борис Немцов, российский политик:
«…Слово "русский" - имя
прилагательное. Почему - я не знаю, но, кажется, это единственное исключение из
правила.
Возможно, это
случайность. Но при этом - случайность, которая характеризует одну общую
закономерность: Россия очень часто, и даже в этом, выпадает из общего ряда. Есть
и более обидное объяснение этому. Оно связано с историческим развитием России.
Россия всегда находилась между Европой и Азией. Не только в геополитическом
смысле, но и в других. В устройстве государства, во взаимоотношениях внутри
общества. И борьба всегда велась между западниками и почвенниками как
представителями европейской культуры и культуры азиатской. И в этом смысле
Россия всегда к кому-то прислонялась. Либо к Западу, либо к Востоку. Может, в
этом секрет, почему "русские" стали прилагательным».
Писатель Вадим Кожинов:
«Смысл этого — даже, согласитесь,
странноватого — исключения можно, в частности определить так: оно
подразумевает, что русские являют собою своего рода связь, объединяющее начало
многочисленных и многообразных народов Евразии».
Еще много разного нашел, но у Кожинова
что-то меня зацепило. Что-то родилось, что-то включилось и чередой пошли
вопросы. Ну, например, как так получается, что за рубежом приезжающих из нашей
страны граждан быстро определяют именно как русских? Почему и в Европе и в
Америке и в Китае русскими называют все сто сорок миллионов россиян? Независимо
от разреза глаз или цвета кожи, конфессиональной принадлежности?
Но и это еще не все. Почему десятки
миллионов людей, давно или недавно живущих за пределами России, еще и хотят
считать себя русскими?
В школьные годы впервые услышал о
славянофилах и западниках. Но до последнего времени считал, что это осталось
где-то в прошлом, в XIX веке, что ли. А тут начал копаться в
Интернете и такое буйство мнений обнаружил! И даже открыл для себя новое
направление русистики. Плюс к славянофилам и западникам теперь набирают силу
еще и русофобы. Море материалов. Но ответы на возникшие вопросы так и
оставались бы вне поля моего зрения, если бы не статья Георгия Киреева «О
происхождении этнонима «Русь»[1]. Именно после ее прочтения слова Вадима
Кожинова заиграли в новом свете, и передо мной начала приоткрываться некая
перспектива.
Уже потом было возвращение к давно
прочитанному и успешно подзабытому Гумилеву Льву Николаевичу[2], знакомство с трудами И.Н.Данилевского.
Последним, что расставило точки над «i» стала монография
В.Б.Егорова «Русь и снова Русь»[3].
Так родилась идея книги. Этой книги.
Но прежде, чем вы приступите к чтению, мне
бы хотелось сказать слова благодарности людям, моим друзьям и коллегам, которые
взяли на себя труд прочесть рукопись до ее издания и высказать свои
благожелательные отзывы, замечания и предложения по ее содержанию. В их числе
Даниил Хошабо, Евгений Быховский, Александр Бойко, Юрий Кузьменко.
Особую признательность я бы хотел выразить
Сергею Кузнецову, который с карандашом в руке вычитал буквально каждую
страницу, что позволило автору не только исправить целый ряд неточностей, но и
усилить аргументацию по целому ряду существенных позиций.
Вот, например, былинный богатырь Илья Муромец. Оказывается, что его происхождение до сих пор волнует умы. Новые и новые интерпретаторы русской истории причисляют его то к тюркам, то к хазарам, то к половцам. Есть даже версия, что он был финно-угром из племени мурома. Но я-то его знаю как былинного русского богатыря! Неужели ошибался? И если он окажется, например, финном, он уже и не русский богатырь? Что-то не так во всем этом, что-то не складывается.