понедельник, 22 ноября 2010 г.

VII. Истоки Русского Духа


Итак, в своих эмпирических рассуждениях мы подошли к следующему выводу:
С того момента, когда члены построенной на славянском субстрате полиэтнической общности стали называть себя «русскими людьми», можно говорить о формировании основополагающих составляющих Русского Духа.
Но прежде чем перейти к описанию этих составляющих, попробуем понять, в какой среде Русский Дух зародился.
Мало кто может оспорить тот факт, что русский этнос в целом сформировался на стыке множества традиций, религий и культур. Запад и Восток, Север и Юг, оседлость и кочевничество – внесли в его формирование свой оригинальный вклад, создав уникальную евразийскую общность людей. Однако все это осталось бы аморфной грудой разномастных обычаев и в итоге превратилось бы в десяток-другой минигосударств (что можно наблюдать на примере ряда стран Европы), если бы славянская основа не оказалась сцементированной германским элементом. Отмечаемая многими историками близость славян и германцев, обусловленная общими индоарийскими корнями, в данном случае нашла свое идеальное воплощение в новом русском этносе. Однако и соседство с Азией не прошло для русских даром. Можно без преувеличения сказать, что влияние Степи на формирование Русского Духа трудно переоценить, настолько оно велико.
Таким образом, река Русского Духа на этапе своего рождения стала результатом слияния трех потоков:
·     ментальности доблестных воинов-русов, отдавших свои мечи, сердца и даже собственное имя новой родине,
·     ментальности тружеников-славян, привыкших к тяжелой и кропотливой работе в жестких природных условиях и умевших жить в мирных отношениях с теми, кто не нарушал их покоя,
·     ментальности кочевников-азиатов, боготворящих волю и степной простор, исповедующих уважение к гостю, не терпящих обмана доверия.
Это сразу выделило Русский Дух из духовных систем ближайших соседей русского государства. Именно благодаря этому трехсоставному сплаву, сформировалось основное содержание Русского Духа, вобравшее в себя то лучшее, что всегда выделяло русских среди множества других народов. Именно это содержание привлекало многие и многие народы в те периоды их жизни, когда вставал ребром вопрос: вливаться в русскую общность, жить с русскими и становиться русскими или обособиться от них. Именно оно служило предметом зависти, а иногда и злобы для многих и многих политических фигур древней и новой истории, желавших не столько захватить богатства русского государства (тем более что в древние времена о нефти, золоте, алмазах и т.п. было практически ничего не известно), сколько истребить сам Русский Дух, как фактор, способный внести разлад в созданные ими мировоззренческие системы.  
И все же, Русский Дух был бы обречен на уничтожение, если бы не получил некоей конструктивной основы в виде религиозной организации. Необходимость сохранения духовных основ народа поставила перед русскими князьями проблему выбора веры. Как утверждают древнерусские письменные источники, недостатка в желающих предложить русским людям свою систему ценностей не было. Ватикан, хазарский каганат, мусульманские соседи – все сделали попытку убедить русских в истинности своих духовных идеалов.
Однако же и рационализм Европы, и возведенное в абсолют торгашество и ростовщичество хазар, и набирающая силу религиозная нетерпимость ближневосточных соседей шли вразрез с самими основами Русского Духа. Вот почему Владимир (или тогдашняя правящая элита, что в данном случае не имеет существенного значения) не принял ни католическую, ни иудейскую, ни исламскую идею[1]. Его выбор пал на православие, как минимум, по трем причинам.
Во-первых, это была монотеистическая религия, а в ней Русь нуждалась, как никогда.
Вторая причина, скорее всего, связана с чисто прагматическими соображениями. Владимир и его советники не могли не понимать, что католичество, иудаизм и ислам обладают широкими возможностями для своей дальнейшей экспансии. И действительно, Папа Римский осуществлял религиозную власть над светским руководством большинства европейских стран, представители иудаизма держали в своих руках европейские денежные потоки, ислам был молод, а его приверженцы необыкновенно горячи, пассионарны и нетерпимы. Принятие любого из перечисленных вариантов означало бы разрушение Русского Духа и растворение русских людей в иной духовной субстанции. Зато знамя православия, удерживаемое «старушкой» Византией из последних сил, могло с успехом перейти к русским. Что, кстати, и произошло уже в XIII веке. И если бы Русь вовремя не перехватила это знамя, как знать, что стало бы с православием после падения Византии и завоевания ее османами. Во всяком случае, судьба Собора Святой Софии в Константинополе-Стамбуле всем известна.
И, наконец, в-третьих, православие явилось идеальной формой, без напряжения вместившей в себя содержание Русского Духа в большинстве его проявлений. В этом смысле крайне символично звучат слова летописи, приписываемые Владимиру-Крестителю в момент отказа от всех прочих религий: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». И, думается , что в этой максиме, главным является не столько глагол «пити» или «пить», сколько существительное «веселие». Раздолье, удаль, радостное восприятие жизни – вот что мог подразумевать в этой ситуации Владимир или же летописец, приписавший ему эти слова.
Заметки на полях
1.       В основе Русского Духа лежит сплав трех основных ментальностей – германской, славянской и азиатской.
2.       Русский Дух в своей основе уже оформился и стал духовным стержнем жизни русских людей до того, как христианство было избрано в качестве единой религии.
3.       Вместе с тем, православие оказалось единственной религией из числа существовавших в тот период времени монотеистических религиозных систем, способных выступить в роли хранительницы Русского Духа. И не в последнюю очередь потому, что никто извне не мог оказать решающего системного духовного влияния на Русскую Православную Церковь. Не случайно именно в русском бытовом варианте православия сохранилось так много суеверий, примет и обычаев, восходящих еще к временам язычества.


[1] В своей книге «От Руси к России» Л.Н.Гумлев предлагает блестящую и доказательную версию выбора веры князем Владимиром. Не имея ни желания, ни возможности оппонировать ей, здесь я пытаюсь представить лишь один срез, который в целом не противоречит позиции Льва Николаевича, но раскрывает один из истоков Русского Духа

Комментариев нет:

Отправить комментарий