четверг, 25 ноября 2010 г.

XI. Русский народ


Итак, мы обозначили основные составляющие Русского Духа. В приведенных выше рассуждениях для многих из них даже попытались найти обоснование.
Однако у Читателя может возникнуть вполне правомерный вопрос – а как в столь неблагоприятных условиях Русский Дух смог не только сохраниться, но даже повлиять и на нерусских по крови российских самодержцев и на большевиков-интернационалистов столь сильно, что они рано или поздно поневоле начинали осознавать себя частью русского народа?
По умолчанию считается, что Русская православная церковь на протяжении веков являлась хранительницей Русского Духа. Признавая верность этого тезиса для начального периода существования русского государства, не могу не спросить: а как удалось не потерять основы Русского Духа:
а) во времена правления императоров-иноземцев, когда РПЦ и де-факто и де-юре превратилась в придаток государственной машины, призванный на идеологическом уровне оправдывать действия властей по подавлению прав и свобод населения? - и
б) в советские времена, когда официальные власти не только не хотели развивать русское начало, но и решительно боролись с «великорусским шовинизмом», а РПЦ ни организационно, ни материально не могла выполнять роль активного охранителя Русского Духа?
Кто же в таком случае смог пронести его через лихолетья, сохранив его в самой его основе?
Самое логичное, что приходит в голову при ответе на эти вопросы то, что  Русский  Дух сохранялся в самом народе и именно народ смог сберечь его в  годы испытаний. Насколько верно это предположение, мы попробуем выяснить в следующей главе, после того, как поймем, а что же он, собственно, есть такое – народ русский?
Вернусь немного назад к прозвучавшей ранее гипотезе о принципах расселения русов на землях восточных славян. Если местами их основной концентрации стали пограничные территории (что, собственно, и должно было бы быть предметом договора славян с русами), не мудрено, что все, кто по разным поводам сталкивался с восточнославянскими племенами, в первую очередь, контактировали с гарнизонами русов. Постепенно и всех, кто жил под их защитой стали причислять к русам, да и сами восточные славяне (а также включенные в их систему отношений неславянские племена), находясь в окружении русов, все чаще стали примерять на себя этот этноним. А уж когда дети и внуки русов-германцев, рожденные в браках со славянами, выросли и возмужали, никто уже не ассоциировал их с чужаками-наемниками. Они стали частью единого народа, получившего впоследствии имя народа русского.
Однако в русском социуме разделение между русской княжеско-дружинной частью народа и всеми остальными русскими людьми существовало еще долгое время.  В частности исследователями древней Руси зафиксировано, что и в русской литературе и в русских летописях еще в XI-XIII вв. активно употреблялся этноним «русич», «русичи». Чаще всего этот этноним использовался при описании событий, связанных с боевыми действиями и применялся по отношению к русским князьям и воинам-дружинникам. А русские дружины, как мы уже предположили ранее, формировались из потомков русов. Учитывая тот факт, что суффикс «ич» в те времена использовался в русском языке для определения степени родства в отношении потомков (Мстиславичи, Ольговичи, Ярославичи и т.п.), и лишь позднее закрепился в отчестве (Иванович, Степанович), можно говорить о том, что русичами называли потомков русов, уже утративших к этому времени свою германскую этноидентичность и превратившихся в «сыновей» страны под названием «Русь». Отметим этот вывод как один из важнейших для последующего раскрытия темы носителей Русского Духа.
Сейчас же хочется завершить разговор о содержании понятия «русский народ». Однако прежде, чем мы попытаемся это сделать, рассмотрим небольшой пример из заграничной жизни. Проживая некоторое время во Франции в  Страсбурге автор неожиданно для себя открыл маленький русский мирок в пограничном с ним маленьком немецком городке Келе (Kehl). Русские немцы и их семьи, которые приехали сюда из Казахстана, с Волги, из Киргизии и Бог знает, откуда еще, создали здесь эдакое русское сообщество со своим «минисупермаркетом-сельпо», шашлычной, книжной лавкой и тому подобными атрибутами привычной жизни. Наладили выпуск российского сыра, глазированных сырков, кефира, вареной колбасы, квашеной капусты, соленых огурчиков, сала, «Жигулевского» пива и еще многого всего, чего только душа пожелает. Причем  качества такого отменного, что современная российская пищевая промышленность могла бы только позавидовать. А главное – они все еще продолжают жить по-русски. Что создает им массу проблем в совершенно нерусской Германии. И как-то не поворачивается язык назвать этих людей немцами. Нет, не так. Германскими немцами. Потому что они, хотя и немцы, но… русские!
Этот небольшой пример выводит нас на очень значимое определение:
Русский народ состоит из людей, живущих в соответствии с Русским Духом.
При этом совершенно неважно, в границах какой страны, этноса или народности рожден тот или иной русский человек. Не имеет принципиального значения и его вероисповедание. Ибо Русский Дух в основе своей внеэтничен и внеконфессионален.

Ярким примером внеконфессиональности Русского Духа может служить любовь русских людей к любым праздникам. Мы, помимо своих традиционных праздников, с удовольствием отмечаем и Валентинов день, и День святого Патрика, и китайский новый год. 
Но, конечно же, самым народным праздником является Новый год. Введенная еще Петром первым традиция празднования Нового года с успехом обошла все конфессиональные и светские (в том числе и советские) праздники. Именно Новый год, не имеющий прямого отношения ни к этнической, ни к конфессиональной принадлежности русских людей, оказался самым русским праздником из всех. По сути, этот праздник позволяет нам ощутить свое единство на всем пространстве от Балтийского моря до Тихого океана и во всем этническом многообразии России.
Вот почему, возвращаясь к истории с Ильей Муромцем, можно совершенно точно утверждать: не имеет значения, был ли он тюрком, хазарином, половцем или же финно-угром. Для русской былинной традиции достаточно того, что он был русским человеком. И здесь не лишним будет вспомнить сюжет из известного в 70-е годы прошлого века фильма Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». В этом сюжете русский разбойник - герой Валерия Золотухина, при попытке ограбить карету неожиданно обнаруживает, что сидящий в ней африканского вида человек матерится по-русски не хуже него самого. «Ты кто же будешь?», - в полу-испуге спрашивает грабитель чернокожего пассажира. «Лицом арап, душою русский», - отвечает голосом Владимира Высоцкого Ибрагим Ганнибал, будущий прадедушка великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Русский разбойник и русский арап обнимаются, расцеловываются и становятся лучшими друзьями. Художественно верный пример того, что  для русского человека цвет кожи, разрез глаз или степень курчавости волос другого человека ничего не значат, если этот другой человек мыслит и живет «по-русски».
В этой связи русским может считаться и армянин, и бурят, и еврей, и кореец, и татарин, и украинец, и чукча. И это не будет мешать каждому из них оставаться в рамках своей этнической истории, хранить и развивать этнические и культурные традиции, отправлять соответствующий религиозный культ или быть атеистом. Более того, для Русского Духа именно такое многообразие является благотворной питательной средой, позволяющей ему расти, крепнуть и привлекать к себе доброжелательное внимание нерусских народов.
Только с учетом этих принципиальных соображений можно, наконец, дать ответ на вопрос, почему «русский» является именем прилагательным. Только при таком понимании сути Русского Духа становится очевидным, что все «русскоговорящие», «русскоязычные», оказавшиеся волею судьбы за пределами современной России, но живущие Русским Духом люди, являются и просто русскими людьми, и частью великого русского народа, о которых государство Российское должно всемерно печься и которых должно защищать, как своих граждан. И даже больше, чем просто граждан, поскольку живут они, по сути, в окружении чужой духовности и каждый день внешнее окружение испытывает их Дух на прочность. Но об этом чуть ниже.
У придирчивого Читателя неизбежно должен возникнуть вопрос, а как же быть с теми людьми, которых в стране большинство и кто считает себя просто русскими, не относящимися ни к одной из других этнических групп или народностей России? Вопрос правомерный и на него есть достаточно внятный ответ. Во всяком случае, для себя автор сформулировал его следующим образом: я - русский славянин, в отличие от польских, чешских или болгарских славян, которых я, безусловно, считаю братьями по крови. Но, как это ни парадоксально, комфортнее себя все-таки  чувствую в обществе братьев по Духу. Например, русских татар. Или русских бурят. Конечно же, глупо отрицать, что сегодня, как и на заре зарождения русского народа, славяне составляют его основу или, если хотите, его несущий каркас. Скорее всего, так будет и в будущем. Но если бы восточные славяне в свое время не приняли в свой мир представителей многих и многих этносов, нам сегодня не пришлось бы говорить ни о специфике русской души, ни об особенностях Русского Духа.   
Уверен - только при таком комплексном понимании сущности понятия «русский человек» мы, наконец, сможем открыто говорить о великой русской нации, о русской национальной идее, не боясь, что это кого-то обидит, и этот кто-то начнет нас обвинять в шовинизме. Потому что в данной постановке вопроса речь идет об уникальном народе, состоящем из множества самобытных этносов, тысячелетиями живущих вместе.  Мы говорим о русских людях, как о полиэтничной общности, на деле демонстрирующей реальную возможность мирного сосуществования этносов, религий и культур на базе общих ценностей, выработанных не государством, не экспертами, но выстраданных самим народом в тысячелетней работе по формированию Русского Духа.
Заметки на полях
1.  Русский Дух сохранялся в веках и сохраняется в своих основных составляющих ныне, несмотря ни на засилье нерусской власти, ни на преследования большевиками православной Церкви, ни на физическое истребление лучших представителей русской духовности. Более того – Русский Дух, так или иначе, оказывал влияние и на нерусских по крови российских императоров и императриц, и на большевистский интернационал, и даже на Иосифа Сталина.
2.  Безусловно, следует признать, что сохранялся Русский Дух в русском народе или в какой-то его части. Но, не поняв, что же это такое – русский народ, невозможно перейти к пониманию того, как и кем сохранялся Русский Дух.
3.  Исходя из посылки, что русские получили свое имя от племени Русь, то есть это были люди, жившие за Русью или на Руси, следует вывод: русский народ состоит из людей, живущих в согласии с Русским Духом. Русский в своей основе Дух внеэтничен и внеконфессионален.
4.  С учетом сказанного становится совершенно очевидным ответ на вопрос, почему «русский» имя прилагательное. Потому что его можно «приложить» к этническому имени представителя любой этнической группы, живущего в согласии с Русским Духом. Русский татарин, русский бурят, русский еврей, русский славянин и т.д. и есть, собственно, русский народ. Или нация.

Комментариев нет:

Отправить комментарий