суббота, 27 ноября 2010 г.

XVI. Основы Русского Духа или о многонациональной гордости великороссов



Сразу оговоримся, что под великороссами здесь мы должны понимать  всю русскую нацию, включая все составляющие ее, говоря старым штилем, «языки и племена». В том числе и ту ее часть, которая в силу разных обстоятельств постоянно проживает за пределами России. Почему в рамках этой книги встал вопрос о гордости, да еще и многонациональной, да еще и великороссов?
Начну с конца. Во время предпоследней переписи населения России среди населяющих ее народов были выявлены помимо экзотических скифов еще и мифические эльфы и хоббиты. Вдохновленная трудами Толкиена молодежь решила зачислить себя в новую этническую группу. Наверное, здесь свое влияние оказала мода. Но, с другой стороны, следовало бы задуматься, а почему молодые люди столь несерьезно отнеслись к своей этнической самоидентификации? Почему эльфы и хоббиты с их придуманной философией жизни, оказались для них предпочтительнее, чем реальные этнические корни? Может быть потому, что философия эта понятна и прозрачна для молодежи, в то время как философии русской нации просто не существует в общепонятном варианте?
Несмотря на очевидную трагикомичность ситуации, особенно переживать или иронизировать по этому поводу не стоит. Потому что и скифы, и эльфы и даже хоббиты все равно пока остаются русскими людьми, хотя и в рамках новой этнической группы. И останутся ими, если философия нации будет сформулирована правильно, просто и понятно для любого русского человека.  
Одним из ключевых пунктов на пути к постижению этой философии должно стать воспитание гордости за то, что ты принадлежишь к сообществу русских людей, сынов и дочерей великой России. Такое воспитание невозможно, если пытаться вести его исключительно на религиозной основе. В этом смысле призывы к введению в школах как основ православия, так и основ любых других отдельно взятых конфессий, нельзя расценивать иначе, как деструктивные, способствующие решительному ослаблению и нации и государства. Более того, мы могли бы утверждать, что такие призывы являются антитезой Русского Духа.
Светский характер власти, провозглашенный Конституцией России, не есть для нас некая формальность, дань требованиям «цивилизованного мира». Современной России, как никакому другому государству, жизненно необходима светскость власти, но такая светскость, которая базировалась бы, прежде всего, на принятии этнического и конфессионального разнообразия русской нации. В противном случае мы должны будем признать, что, к примеру, татарин или бурят, никогда не смогут занять должность президента России. А если все-таки смогут – населению нужно быть готовым к тому, чтобы смотреть по телевизору не торжественные богослужения в Храме Христа Спасителя, а праздничные намазы в Московской Соборной Мечети или большие монламы в Иволгинском Дацане Бурятии. И это будет справедливо, хотя вряд ли понравится чиновникам от Московской Патриархии.
Сказанное выше отнюдь не вольное допущение. В начале 90-х годов прошлого века в США всерьез понимался вопрос о переходе к некоей единой религии, которая бы объединила всех американских граждан в одну конфессию. Аргументов было много и разных, но один из них ставил проблему на самое острие. Если президент Соединенных штатов присягает на христианской Библии, говорили сторонники объединения религий, то равенство прав граждан превращается в чистую фикцию. Поскольку ни иудей, ни мусульманин, ни буддист не смогут присягать на богослужебной книге чужой конфессии, а другого варианта американская традиция не предусматривает. Так или иначе, но в 2000 году по инициативе епископа американской епископальной церкви В.Свинга была- таки создана некая «Организация Объединенных Религий», однако, ни одна из традиционных мировых религий не была представлена официально на учредительном съезде этой организации. Более того – идея Свинга была подвергнута серьезной обструкции со стороны ряда официальных представителей различных Церквей, а простые фанаты религиозных догм вволю поупражнялись в поиске самых нехороших эпитетов в адрес и самого Свинга и создаваемой им организации.
Тем не менее, насколько можно судить по публикациям в прессе, дискуссии на эту тему в американском обществе не завершены и по сию пору, приобретая подчас уж и вовсе скандальный характер[1].   
В отношении российской ситуации можно с уверенностью утверждать, что в нашей стране объединение религий по целому ряду причин еще менее вероятно, чем в США. Многообразие ковалось на огромной территории страны в течение сотен и сотен лет и так уж сложилось, так повезло нам, живущим здесь. Действительно, повезло. И именно для того, чтобы сохранить все это многообразие, чтобы Россия им прирастала и крепла, следует всячески исключить попытки, так сказать, «конфессиональных захватов» светской власти. Для России конкуренция конфессий за примитивную близость к «монаршему» телу может оказаться смертельно опасным делом.
Более того, вместо соревнования по «уловлению человеческих душ», следовало бы с младенческого возраста целенаправленно прививать детям основы Русского Духа, каждодневно внушать уважение к нашей истории, уважение к своеобразию и неповторимости русского национального характера, значимости миссии России для человечества в целом. В процессе ознакомления с основами Русского Духа должен превалировать акцент на том, что объединяет нас, русских, а все объективные различия следует по возможности превратить в питательную почву для повышения взаимного интереса русских людей друг к другу. В этот процесс обязательно должны быть включены и взрослые, которые, конечно же, и сегодня показывают подрастающим поколениям пример жизни «по-русски», но делают это не всегда осознанно, часто интуитивно и нередко в искаженном виде. Более полное представление о сущности Русского Духа, формализованное для начала в некоем перечне основных его составляющих, могло бы исправить ситуацию в лучшую сторону.
И здесь на первое место следовало бы поставить участие гражданского общества в деле постижения и продвижения Русского Духа. Только при условии включения в этот процесс широких слоев общественности, можно говорить о том, что грядущие поколения будут поколениями русских людей, а не разномастным, намеренно разбитым по конфессиональным и этническим углам людским стадом в рамках известной еще по Макиавелли политики «разделяй и властвуй».
Пока же с сожалением приходится признать, что власть успешно эксплуатирует чувства русских людей, расчетливо играя на их настроениях и ожиданиях, всякий раз обманывая эти настроения и ожидания самым бессовестным образом. Приведу пример. Русские – народ героический. Говорю это без пафоса, просто констатирую факт, не раз и не два подтвержденный в самых критических ситуациях. В русском народе всегда жили и продолжают жить и вера в героев, и ожидание героев, и подражание героям. И власть таких героев научилась… придумывать! Придумывать и создавать их виртуальные образы. Сначала таким героем был царь-батюшка (или царица-матушка). Потом Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев и так далее. Вчера нашим героем был Владимир Путин. Сегодня им делают Дмитрия Медведева. Мы можем лишь предположить, что и на завтра уже заготовлены соответствующие варианты.
Со стороны можно только удивляться тому, что народ наш, многажды уже ученный-переученный, вновь готов искренне поверить в очередного героя. Но если посмотреть на ситуацию с позиций Русского Духа, станет ясно, что такая доверчивость свидетельствует отнюдь не о глупости народной, как привыкли считать некоторые ушлые политтехнологи. Напротив, здесь мы имеем дело, прежде всего, с беспринципностью и недальновидностью власть и деньги имущих, в который уж раз ошибочно принимающих русское долготерпение за покорность. Из истории им следовало бы знать, что вступая на скользкую дорожку обмана доверившихся им людей, они с высокой степенью вероятности в итоге получат очередной русский бунт, бессмысленный и беспощадный.        
Хочется верить, что далеко не все политики, из которых группы властных интересов лепят новоиспеченного героя, сами готовы обманывать людей. И если такие политики в России есть, им следовало бы для начала понять, каким народом они собираются руководить, и каким Духом этот народ живет.
Несмотря на вышесказанное, было бы не совсем справедливо обвинять конкретных людей на властном российском Олимпе в том, что они работают по «варяжско-ханской» методике. Их просто никто и никогда не учил работать по-другому. В этом смысле вся надежда на новые поколения российских управленцев. И надежде этой суждено сбыться лишь в том случае, если основы Русского Духа из неосязаемой субстанции, воспринимаемой нами в виде неписаной народной традиции, превратятся в артикулированные, писаные правила поведения, правила бытия русского человека.
Хотелось бы верить, что разработка таких правил – дело ближайшего будущего. В рамках же этой книги нам стоило бы зафиксировать внимание на очень важной составляющей Русского Духа, которую назвал бы «многонациональной гордостью великороссов». И ведь, действительно, нам есть, чем гордиться. Уже одно то, что Великороссия не умещается только в границах существующего государства «Российская Федерация» - способно вызывать удивление. А ведь это реальность! Великороссия раскинулась на пространстве исторического расселения русской нации – нации, как это ни парадоксально прозвучит, не страдающей национализмом, в какие бы одежды он ни рядился. Нации, способной понять и принять в себя не только отдельных представителей нерусских народов, но и сами эти народы со всем их религиозным и этническим багажом. Буде они готовы стать частью русской нации.
Заметки на полях
1.                Последняя перепись населения России выявила в среде традиционных народов, этносов, народностей, живущих в России, новые этнические группы, такие, как, например, эльфы и хоббиты. Если это и не доказательство отсутствия у граждан России общефилософской основы единения нации, то, во всяком случае, проявление достаточно тревожной тенденции отказа молодых людей от реальной этнической самоидентификации. 
2.                Так или иначе – выработка общей для всех россиян философии жизни отнюдь не праздная задача. И эта философия не может базироваться на религиозной составляющей, поскольку опора на религиозные догматы есть прямой путь не к единству, но к расколу нации.
3.                Светский характер власти для России – насущная необходимость и не только средство самосохранения, но и путь к повышению стабильности в мире. Вот почему следует осознанно отказаться от попыток ввести в школах основы тех или иных религий. Духовный вакуум может и должен быть заполнен за счет изучения основ Русского Духа.
4.                Важнейшей задачей следует признать выработку общефилософской основы единения нации. Такая задача может быть решена только при широком участии в этом процессе институтов гражданского общества.
5.                Русское долготерпение не есть синоним покорности. Власть, лукаво обманывающая подвластный ей народ, не желающая знать, каким Духом он живет, рискует получить новый русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
6.                Надежда, как известно, умирает последней. И мы, конечно же, можем надеяться на приход новых управленцев, пропитавшихся Русским Духом, живущих и управляющих «по-русски». Но одной надежды недостаточно. Необходимо еще и что-то делать для изменения ситуации. И для начала, к примеру, создать писаный кодекс русского человека.


[1] Интерфакс, 18 декабря 2006 года, сообщение «В США бурную дискуссию вызвало намерение конгрессмена-мусульманина присягать на Коране» (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=15661)

2 комментария:

  1. По поводу того, что это нигде не публикуется, следует вспомнить известную фразу: "человечество оставит себе всё, что ему нужно".

    ОтветитьУдалить
  2. Я горжусь, что родился в России, а умру в Италии.

    ОтветитьУдалить